Так ли необходимы для масла допуски автопроизводителей.

Выбор масла для очередного ТО логично начать с изучения «Руководства по эксплуатации», прилагаемого к автомобилю производителем. Там обязательно будет указано, какое масло разрешается заливать в двигатель и сколько его там должно быть.

Официальная позиция относительно моторных масел зависит от конкретной марки автомобиля. Одни компании, например, некоторые японские бренды, в инструкциях указывают только общие характеристики и стандарты качества масла, которое допустимо заливать в их двигатели. Марку масла владелец автомобиля волен выбирать сам.

Другие компании в дополнение к стандартным требованиям рекомендуют использовать масло определённого бренда. Часто такой «совет» дублируется наклейкой — прямо на крышке заливной горловины двигателя. Но большинство автопроизводителей предлагают моторные масла под собственными брендами. Ими в оптовых объёмах централизованно снабжают официальных дилеров, и именно такие масла прописаны в инструкциях к автомобилям.

Использование исключительно «оригинального» масла — самый очевидный, но не всегда оптимальный вариант. Пока действует гарантия на автомобиль, для замены масла действительно придётся ездить к дилеру. Но после эту процедуру часто быстрее и дешевле выполнить в стороннем сервисе или самостоятельно — для многих автовладельцев в ней нет ничего сложного.

Как подобрать альтернативу.

Стоит снова заглянуть в инструкцию к автомобилю и выписать оттуда основные характеристики требуемого масла.

Вязкость. Каждый двигатель рассчитан на работу с маслом определённой вязкости, указываемой в виде двух параметров по классификации SAE (Ассоциации автомобильных инженеров США) — например, 5W-40. При подборе масла лучше не отклоняться от требуемых значений. Более густое масло будет хуже прокачиваться через узкие каналы и масляный фильтр, что может вызвать масляное голодание в двигателе, особенно при холодном пуске. А слишком жидкое не сможет обеспечить надёжный масляный клин в подшипниках коленвала при повышенных нагрузках.

Но если в инструкции к автомобилю указано несколько разрешённых сочетаний вязкости, среди них можно выбрать наиболее подходящее условиям эксплуатации. В северных районах России стоит предпочесть масло, которое меньше густеет на морозе и облегчает холодный пуск мотора. На жарком юге или при исключительно летней езде лучше подойдёт более вязкий сорт.

Категория масла по API. Классификация масел, введённая Американским институтом нефти (API). Первая её буква указывает на применяемость масла (S — для бензиновых моторов, С — для дизелей), вторая с дополнительными символами или цифрами характеризует уровень его эксплуатационных характеристик. Сейчас на рынке распространены моторные масла классов SL, SM, SN, SN+ и SP. Для дизелей, соответственно, CF, CF-4, CJ-4 и т.д. Чем дальше по алфавиту вторая буква, тем лучше масло справляется со своими обязанностями. И тем оно, как правило, дороже. Но экономить на качестве нельзя: чтобы мотор надёжно работал, API должно быть не ниже требуемого автопроизводителем. А лучше — выше.

Категории масла по ACEA и ILSAC. Европейская и японско-американские классификации моторных масел. Как правило, категории масла по ILSAC и ACEA указываются совместно с его соответствием по API. Примеры обозначений на канистре: ILSAC GF-5, ACEA A3/B4. В классификации ACEA важно обращать внимание на буквы в кодировке. Современные масла могут соответствовать как требованиям А/В (бензин/дизель), так и С, которые рассчитаны на бензиновые и дизельные автомобили с многокомпонентными нейтрализаторами и сажевыми фильтрами.

Как самостоятельно выбрать масло для автомобиля.

1. Основой для подбора конкретной марки являются требования производителя Вашего автомобиля к применяемым маслам и жидкостям, приведенные в инструкции по эксплуатации. Обычно, помимо формальных требований (спецификаций) на используемые продукты, там также в качестве примера приводятся конкретные марки масел или ссылки на фирмы-производители смазочных материалов.

2. Если же автомобиль уже далеко не новый и сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации недостаточно (или они просто устарели), то Вы должны самостоятельно выбрать марку масла для двигателя или трансмиссии. При этом Вам будет необходимо подобрать:

— класс вязкости по SAE

— класс качества по API , ACEA или ILSAC

— минеральное, полусинтетическое или синтетическое масло и т.д.