Масла для различных типов АКПП


Масла для АКПП отличаются довольно широким разнообразием из-за различных конструкций и принципов их работы.
Прежде всего, АКПП бывают ступенчатые («классические» АКПП и роботизированные механические КПП (АМТ)) и бесступенчатые (вариаторы CVT). Так как масла для АМТ обычно весьма эксклюзивны, в данной статье рассматривать их не будем.
В «классической» АКПП масло в любую погоду выполняет множество функций и вот некоторые из них:

  • передача усилия в гидротрансформаторе;
  • смазка механической части АКПП;
  • охлаждение и промывка фрикционных элементов;
  • передача усилия в системе гидроуправления.

При этом температура масла может достигать 150 °С. Отсюда и вытекают особые требования к маслам для АКПП по эксплуатационным свойствам:

  • стабильность к окислению;
  • хорошие низкотемпературные свойства;
  • высокие противоизносные свойства;
  • фрикционные характеристики;
  • определенная вязкость;
  • стабильность к механическому разрушению молекул;
  • противопенные и моющие свойства;
  • совместимость с материалами уплотнений, фрикционов, лаками, клеями, герметиками.

Неудивительно, что при таком наборе требований были разработаны специальные продукты и их классификации.
Самой известной для масел АКПП является разработанная компанией GM классификация Dexron. Современные классы эксплуатационных свойств обозначаются римскими цифрами, начиная с II: DX II, DX III, DX VI. Особенностью данной классификации является то, что от класса к классу масла имеют не очень заметные отличия по физико-химическим характеристикам, но очень значительно отличаются по эксплуатационным свойствам. При этом масла класса DX II в большинстве случаев могут быть заменены маслами DX III, но не наоборот. А DX VI может заменить DX III, но только в технике GM.
Также в некоторых автомобилях масла для «классических» АКПП могут заливаться и в гидроусилитель рулевого управления (обычно DX II или DX III).
Другим типом АКПП является бесступенчатая трансмиссия — вариатор. Ее отличие от «классической» заключается в том, что с гидротрансформатора крутящий момент передается не на механическую коробку передач, а на ведущий шкив вариатора, который бесступенчато регулирует и передает усилие на редуктор. Масла для таких АКПП тоже необходимы специальные и удовлетворяющие требованиям по:

  • фильтруемости;
  • моющим свойствам;
  • стабильности к окислению;
  • особым фрикционным свойствам;
  • совместимости с полимерными материалами;
  • противоизносным свойствам;
  • стабильности к старению.