Классификация трансмиссионных масел по степени вязкости (SAE)

Способность трансмиссионных масел смазывать трущиеся детали и создавать на их поверхности защитную пленку определяется таким физическим параметром как вязкость. Данным термином обозначают свойство текучих субстанций оказывать сопротивление перемещению их слоев относительно друг друга. Различают вязкость динамическую (характеризует силу внутреннего трения трансмиссионного масла) и кинематическую, представляющую собой отношение динамической вязкости к плотности вещества (по сути, она определяет его текучесть).




Классификация смазочных материалов, основанная на вязкостных показателях и характере их изменений, зависящих от температуры, была разработана Сообществом автомобильных инженеров (SAE, Society of Automotive Engineers). В соответствии с ней принято выделять три обширные категории трансмиссионных масел:

  • зимние,
  • летние,
  • всесезонные.

Рассмотрим каждую из них по отдельности.

К зимним относят трансмиссионные масла, динамическая вязкость которых при расчетной отрицательной температуре не превышает 150 000 мПа·с. Иными словами, в данную категорию входят масла, даже при сильном морозе сохраняющие свои смазывающие свойства на уровне, достаточном для того, чтобы исключить механическое повреждение трансмиссии при холодном старте.

Они имеют маркировку вида: SAE 70W

Класс по SAE Минимальная температура, при которой динамическая вязкость составляет 150 000 мПа·с (°С) Минимальная кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с)
70W −55 4,1
75W −40 4,1
80W −26 7,0
85W −12 11,0

Летние масла получили маркировку вида: SAE 80

Здесь цифровой индекс соотносится с минимальной и максимальной кинематической вязкостью трансмиссионного масла при его нагреве до 100°С. Дело в том, что высокие температуры способствуют повышению текучести масел, в результате падают и их смазывающие характеристики, так как пленка, призванная защищать металл от трения, получается слишком тонкой. В итоге способность масла сохранять постоянство консистенции при высокой температуре оказывается не менее важным параметром, чем умение противостоять загустению в зимнее время.

Класс по SAE Кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм2/с)
Мин. Макс.
80 7,0 11,0
85 11,0 13,5
90 13,5 18,35
110 18,5 24,0
140 24,0 32,5
190 32,5 41,0
250 41,0 -

Всесезонные трансмиссионные масла имеют двойную маркировку. В качестве примера расшифруем показатель SAE 75W-80, воспользовавшись приведенными выше таблицами.

Данное трансмиссионное масло подходит для эксплуатации при температуре вплоть до −40°С (индекс 75W) и характеризуется кинематической вязкостью от 7,0 до 11,0 мм2/с при 100°С (индекс 80).

Большинство всесезонных масел допускают использование при температуре окружающей среды до +35°С, однако существуют и марки для жаркого климата, сохраняющие постоянство вязкостно-температурных свойств даже при +45°С (к ним относятся SAE 85W-90).
Вязкость моторного масла — это его способность сопротивляться течению и изменению формы при действии внешних сил. Она измеряется в единицах, называемых вязкостными градусами, и может быть разделена на две основные категории: кинематическую и динамическую вязкости. Кинематическая вязкость (обозначается как вязкость Kinematic, обычно в мм²/с или сСт) определяется скоростью, с которой масло протекает через измерительный прибор при определенной температуре. Она указывает на способность масла образовывать защитное покрытие и обеспечивать смазку двигателя при разных условиях эксплуатации. Динамическая вязкость (обозначается как вязкость Dynamic, обычно в Па·с или cP) определяется силой сопротивления, которую масло оказывает на движущуюся часть двигателя. Чем выше динамическая вязкость, тем больше сопротивление движению и трение, что может быть полезно для защиты двигателя от износа в условиях повышенной нагрузки.
Оптимальная вязкость моторного масла зависит от типа двигателя, условий эксплуатации и климатических условий. Производители автомобилей обычно рекомендуют определенный диапазон вязкости масла для каждого конкретного двигателя.
В зависимости от климатических условий и требований производителя автомобиля, масло может быть подобрано с более низкой вязкостью (также известное как тонкое масло), чтобы обеспечить легкую протекаемость при низких температурах, или с более высокой вязкостью (толстое масло), чтобы обеспечить достаточную смазку при высоких температурах.