Раскоксовка двигателя

В любом ДВС неизбежно образуются нагар, оседающий на различных деталях. Со временем он способен привести к нарушениям в работе мотора, а то и к его капитальному ремонту. Избежать преждевременных проблем помогает раскоксовка, то есть процедура удаления части отложений. Рассказываем об этом в деталях.
Раскоксовка — мероприятие, предназначенное для очищения деталей двигателя (в первую очередь — маслосъёмных поршневых колец и дренажных каналов поршней) от отложений (лаков, нагара, шлама), целью которого в большинстве случаев является устранение расхода масла и ненормального дымления из выхлопной трубы, а также нормализация компрессии, расхода топлива, мощности двигателя, устранение детонации и ненормальных вибраций.

Почему образуется нагар

Естественная причина появления углеродистых отложений в двигателе — сгорание топлива и некоторого количества масла с неполным удалением продуктов этого сгорания. А основные места их накопления — днища поршней, их канавки и маслоотводные каналы, поршневые кольца, верхняя часть камеры сгорания и клапаны.
На количество образующегося нагара влияют как конструктивные, так и эксплуатационные факторы. Например, у моторов с непосредственным впрыском топлива активнее «зарастают» впускные клапаны, потому что нагар с них не смывается бензином, как в двигателях с распределённым впрыском.
Основной эксплуатационной причиной повышенного нагарообразования можно назвать частые поездки на короткие расстояния с небольшой средней скоростью. При каждом холодном запуске программа управления заставляет мотор работать на переобогащённой смеси, которая не сгорает полностью. А низкие обороты и короткое время поездки не позволяют углеродистым отложениям «выгорать», то есть удаляться из мотора естественным образом.
К зарастанию мотора нагаром приводит и несвоевременная замена моторного масла. По мере выработки им своего ресурса снижается такой важный параметр смазки, как температура вспышки, и, соответственно, растёт расход масла «на угар». Кроме того, становится менее эффективной работа содержащихся в нём моющих присадок, которые борются с нагаром.
Ну а главной причиной обычно становятся неисправности самого двигателя, при которых он продолжает работать, но интенсивно накапливает в себе нагар. Это проблемы, приводящие к неправильному составу топливовоздушной смеси или к нарушению процесса сгорания. Например, неисправности топливных форсунок, систем зажигания, изменения фаз газораспределения или износ компонентов ГРМ. И конечно, изношенные поршневые кольца и сальники клапанов, из-за которых в камеру сгорания попадает моторное масло.

Для чего нужна раскоксовка

В первую очередь нагар в канавках поршней сильно осложняет жизнь поршневых колец. Они теряют подвижность и хуже прилегают к цилиндру, а отверстия под ними для отвода масла со стенок цилиндра забиваются, что увеличивает его угар и ускоряет процесс закоксовки.
Неплотное прилегание компрессионных колец вызывает снижение компрессии и потерю мощности мотора, увеличение расхода топлива, а также плохой запуск. Также повышается давление картерных газов, из-за чего через систему вентиляции картера во впуск двигателя попадает больший объём паров масла, и отложения на клапанах и поршнях становятся всё толще.
При закоксовке снижается передача тепла от поршня к стенкам блока цилиндров, что способно привести к проблемам — вплоть до детонации и разрушения поршня и колец. Отложения на тарелках впускных и выпускных клапанов могут нарушить их герметичность — в этом случае также снижается компрессия, а клапаны перегреваются и в итоге разрушаются.
А нагар на стержнях впускных клапанов ограничивает доступ кислорода в камеру сгорания, что приводит к неправильному сгоранию топливной смеси. Кроме того, в закоксованном моторе могут пострадать недешёвые кислородные датчики и каталитический нейтрализатор. Наконец, сильный нагар на поршнях провоцирует появление царапин (задиров) на стенках цилиндра, приближая капремонт.