В процессе работы ДВС моторное масло непрерывно циркулирует по каналам системы, отводя тепло и смазывая детали. При этом смазочная жидкость то нагревается, то охлаждается.
Давайте разберемся, какой должна быть температура масла в работающем двигателе, чтобы система функционировала без сбоев и каковы последствия отклонения от нормы.
Какой должна быть температура масла при работе двигателя?
Еще в советские времена ученые из института НАМИ установили, что наиболее подходящим для работы дизельных и бензиновых силовых агрегатов является диапазон температур от +70°С до +80°C. В таких условиях детали изнашиваются меньше всего.
Для достижения силовым агрегатом требуемой температуры масло должно прогреться до +80…+105°C, то есть быть на 10...15 градусов горячее антифриза (его рекомендуемая температура находится в интервале +70…+90°C).
Последствия работы масла в двигателе при недопустимых температурах
Температура моторного масла непосредственно влияет на его вязкость.
Превышенный нагрев сильно разжижает смазочный материал, в результате чего он быстро стекает с деталей двигателя, оставляя их без защиты.
При недоборе необходимой рабочей температуры масло кристаллизуется, а его плотность и вязкость возрастают до недопустимых значений. Все это также оборачивается негативными последствиями.
Недостаточная рабочая температура масла в двигателе
Со слабо прогретым маслом работа мотора становится менее эффективной, а его ресурс снижается. При этом наблюдается недостаточное расширение поршневых юбок.
Из-за увеличенных тепловых зазоров между цилиндром и поршнем уменьшается компрессия, что негативно сказывается на эффективности рабочего процесса. К тому же, масло начинает разбавляться топливом, а это повышает потребление горючего и приводит к появлению сажи.
Недостаточно прогретое масло является причиной скопления влаги в ДВС. Когда она проникает в смазочную жидкость, начинают образовываться кислоты, которые потом негативным образом воздействуют на легкие металлы.
Превышение рабочей температуры масла в силовом агрегате
При превышении температуры +105°C вязкость масла заметно снижается, и оно становится более текучим. В то же время масляный зазор, находясь под нагрузкой, утрачивает несущую способность, в результате чего между взаимодействующими элементами возникает трение.
Это приводит к повышению температуры деталей и уменьшению теплового зазора между ними. Перегретое масло подвергается окислению, в результате чего появляются отложения различного рода.
Имея температуру более +125°C, смазка так разжижается, что проникает сквозь маслосъемные кольца в рабочую полость цилиндра, где происходит угар жидкости.
При этом потребление масла возрастает и его часто приходится доливать, чтобы восстановить температурный баланс. Однако такая мера носит временный характер. Правильным решением будет провести диагностику, иначе усиленный износ силового агрегата не заставит себя ждать.
Какой должна быть температура масла в двигателе
30 ноября 2023