Масла для спецтехники

Спецтехника, особенно задействованная в горнодобывающей отрасли, работает в любую погоду, в условиях сильной запылённости, в режиме частых стартов и остановок, двигаясь с минимальной скоростью на небольшие расстояния. Описанный выше режим эксплуатации крайне негативно отражается на состоянии двигателя, ходовой части, гидравлической системы машин. И если в системах машин ещё и используются низкокачественные смазочные материалы, то внеплановых простоев и преждевременных выходов агрегатов из строя не избежать.

Минеральное масло.

По своему составу и свойствам базовые масла, согласно классификации API (Американский институт нефти), делятся на пять групп. К IV группе относятся масла, созданные на основе полиальфаолефинов, из-за высокой себестоимости объемы выпуска этих масел постоянно снижаются, поэтому их присутствие на рынке можно не учитывать. К тому же, в последние десятилетия получили распространение технологии гидрокрекинга и изомеризации, в результате которых появились новые базовые масла II и III группы, не уступающие по качеству маслам IV группы, но имеющие более низкую стоимость.

Готовые моторные масла определённых марок получают путём смешивания базовых масел с различными присадками, которые наделяют конечный продукт заданными свойствами. В зависимости от того, какой тип базового масла преобладает в составе продукта, моторные масла делятся на синтетические, полусинтетические или , минеральные.

В минеральных основной компонент – базовое минеральное масло, которое получают в результате перегонки сырой нефти. Состав базового масла зависит от качества нефти, степени её очистки, пределов выкипания масляных фракций при переработке мазута в вакууме, и т.д. Минеральное масло имеет природное происхождение и состоит из базового масла и добавок-присадок, среди которых — моющие компоненты, загустители, противоизносные агенты и др. На долю присадок в минеральном моторном масле приходится 3…12% в массовых долях.

Несмотря на то, что сегодня в спецтехнике всё более широко используются синтетические и полусинтетические масла, минеральные виды масел чувствуют себя в своей нише вполне уверенно, и покидать рынок не собираются, популярность их достаточно велика.

Одним из главных аргументов, влияющим на выбор многих компаний в пользу минерального масла — его невысокая стоимость. Ещё одним объяснением популярности минеральных марок является «приличный» возраст многих представителей спецтехники в наших парках,. В этой технике традиционно используются именно минеральные масла, и переходить на другие виды масел не имеет смысла.

Однако, надо отметить, что доля рынка минеральных масел находится на высоком уровне также из-за внедрения в последние годы продуктов, состоящих из масляных основ, относящихся ко II группе — это высокоочищенные базовые масла, с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, и с повышенной окислительной стабильностью, т.е. масла, прошедшие гидроочистку, их ещё называют улучшенные минеральные масла.

Многие операторы ошибочно связывают любые минеральные масла со смазками старого поколения, в то время как продукты этой группы сегодня получили одобрение для использования в новейших двигателях, в которых установлены фильтры DPF, EGR и SCR.

Созданием на базе минеральных масел инновационных марок масел занимаются ведущие научные центры крупнейших производителей масел, и многие эксперты полагают, что минеральные масла ещё долгие годы будут востребованы, работая в новейших моторах спецтехники.

Синтетика.

Базовые масла III –V групп по API называют синтетическими. Часто можно прочитать или услышать определение «полностью синтетическое» или масло «на синтетической основе». В разных странах и у разных производителей соотношение синтетических и минеральных веществ, входящих в состав той или иной марки синтетического масла может быть разным. Такую же картину мы имеем и по полусинтетическим маслам — нет чёткого определения, каким должно быть соотношение компонентов, входящих в состав данной категории масел.

Тенденции, направленные на вытеснение синтетическими маслами минеральных, очевидны, хотя темпы этого процесса оценить сложно, так как во многом они зависят от экономической ситуации в стране. Также важно добиться от самих покупателей понимания того, что, в случае с моторными маслами, самая низкая закупочная цена не будет эквивалентна самым низким эксплуатационным расходам.

Однако, есть и минусы у «синтетики». Кроме высокой стоимости масла, оно обладает свойством повышенной текучести, нередки утечки, но происходят они из-за увеличенных зазоров. Также далеко не все присадки, содержащиеся в минеральном масле, растворяются в синтетическом. И наоборот: присадки, содержащиеся в синтетических маслах, не всегда растворимы в минеральном масле. Это большая проблема, означающая, что готовые синтетические и минеральные масла категорически нельзя смешивать, эффект от такого действия непредсказуем, вплоть до выхода двигателя из строя.

Полусинтетика – компромиссный вариант?

По мнению большинства экспертов и профессионалов, занимающихся непосредственно эксплуатацией карьерной техники, обозначившаяся сегодня тенденция использования полусинтетических масел в сегменте грузовых автомобилей и спецтехники, будет только усиливаться.

Как писалось выше, несмотря на обозначение на упаковке semi-synthetic буквально каждая компания, выпускающая полусинтетику, закладывает своё собственное процентное соотношение синтетических и натуральных веществ в таком масле. Это значит, что приобретая полусинтетику, нужно тщательно ознакомится с информацией о продукте: если в составе недостаточно большая доля синтетического базового масла, то полусинтетика может начать густеть уже при минус 10℃, а при высокой температуре может быстро окисляться, поскольку в его составе, вероятно, имеется ограниченное число присадок.

Однако, по статистике на смазки и масла расходуется менее 1% технологических расходов, идущих на содержание спецтехники. Поэтому многие специалисты считают, что покупка «полусинтетики» вместо «синтетики», в целях экономии средств, не имеет смысла.

Масла для трансмиссии и гидравлики.

Современные трансмиссионные или гидравлические масла при разработке проходят такой же комплекс испытаний, что и моторные масла. Да и требования у заказчиков масел, и моторных, и трансмиссионных, к производителям масел одни и те же – они хотят, чтобы масло сокращало затраты на обслуживание техники, период между заменами масел был максимальным, а потребление топлива снижалось, за счёт использования в масле новейших присадок и технологий, постоянно появляющихся в сфере производства масел.

Несмотря на то, что гидравлические и трансмиссионные масла имеют отличия в характеристиках, общим решением для этих двух типов масел является использование базового синтетического масла, улучшенного противоизносными присадками: низкая вязкость этих жидкостей снижает нагрузку на двигатель (зачем тут двигатель, если речь про трансмиссию и гидравлику), трансмиссию, гидравлику и другие системы спецтехники.

Эволюция гидросистем характеризуется уменьшением размеров проходных сечений в управляющих системах до нескольких микрометров. Поэтому сейчас всё более жёсткие требования предъявляются к чистоте гидравлических масел, их фильтруемости, антиокислительной стабильности, деэмульгирующим свойствам в случае попадания в масло воды, и другим характеристикам.

Не так давно гидравлическое масло считалось продуктом, качество и характеристики которого мало влияли на работу оборудования. Трещины в шлангах, неплотности в соединениях вызывали необходимость достаточно частого пополнения гидросистемы маслом, поэтому в гидравлике старались использовать дешёвые виды индустриальных масел. Высококачественные масла с высоким индексом вязкости были разработаны, но использовались лишь в особых случаях, например, когда техника эксплуатировалась в при экстремально низких температурах.

Этот подход сегодня в значительной степени изменился. В компаниях приходят к пониманию того, что масло, и гидравлическое, и трансмиссионное, высокого качества обеспечивает лучшую производительность и экономичность, и это тесно связано с прогрессивным техническим развитием спецтехники.

Гидравлические трансмиссионные масла PRISTA является многофункциональным высококачественным продуктом. Наша компания утверждает, что это одни из наиболее эффективных европейских масел, предназначенных для смазки тяжелонагруженных редукторов, дифференциалов, узлов трансмиссии, гидравлических систем управления, мокрых тормозов, коробок отбора мощности и гидростатических приводов, применяемых в строительном оборудовании, в машинах, работающих в карьерных технологиях, участвующих в работе шахт.