Трансмиссио́нные масла́

Трансмиссио́нные масла́ — это смазочные масла, применяемые для смазки коробок передач, раздаточных коробок, главных передач ведущих мостов, рулевых механизмов, а также зубчатых и цепных передач всех видов.

Основной задачей трансмиссионных масел является защита поверхностей трения приводных механизмов. Ввиду экстремальных условий элементов трансмиссии (высокие скорости и нагрузки, высокие и низкие температуры), масла для них должны отвечать следующих требованиям:

  • обеспечивать антикоррозионную защиту;
  • обладать хорошим теплоотводом;
  • минимизировать износ, заедания;
  • уменьшать уровень вибрации и шума зубчатых колес посредством уплотнения зазоров;
  • обеспечивать экологическую безопасность;
  • снижать трение между деталями за счет создания устойчивой масляной пленки.

Качественные трансмиссионные масла обладают устойчивостью к окислительным процессам и воздействию влаги, имеют низкий уровень пенообразования.

Любые трансмиссионные масла изготавливаются на основе базовых минеральных или полусинтетических масел с добавлением специального пакета присадок.

Присадки, входящие в состав трансмиссионного масла, различаются по способу действия:

  • антифрикционные (нафтеновые кислоты и жиры): применяются для повышения смазывающих свойств масел;
  • противоизносные: используются для усиления эксплуатационных свойств масляной пленки и уменьшения износа;
  • противозадирные: в их состав входят соединения серы, хлора или фосфора, которые повышают рабочие характеристики масляной пленки;
  • вязкостные: стабилизируют показатели вязкости при резких изменениях температур в процессе эксплуатации.

Особенности использования трансмиссионных масел

Смазочные материалы для трансмиссий обладают длительным сроком эксплуатации: в среднем период их использования составляет 5-6 лет или 75-150 тыс. км (эти значения варьируются в зависимости от конкретного масла и марки автомобиля). Условия эксплуатации трансмиссионных масел менее тяжелее, чем у моторных.

Тем не менее, при эксплуатации трансмиссионных масел их температура при определенных условиях поднимается до +250 °С. При этом значение вязкости существенно снижается. В сочетании с высокими механическими нагрузками такие условия могут приводить к разрушению масляной пленки, что становится причиной образования задиров и катастрофического износа узлов. Таким образом, качественные трансмиссионные масла должны обладать высокой вязкостной стабильностью.

Подобрать подходящее для конкретных условий эксплуатации масло можно, зная параметры индекса его вязкости. Чем он выше – тем стабильнее смазочный материал, тем меньше он изменяет свои вязкостные свойства под воздействием повышенных температур и интенсивных нагрузок.

Классификации трансмиссионных масел

Развитие автотранспорта, разнообразие производственных механизмов и появление новых видов спецтехники способствовали росту ассортимента трансмиссионных смазочных материалов и разработке их классификации. Одной из самых известных систем классификации товарных масел являются системы API (American Petroleum Institute) и SAE (Society of Automotive Engineers). По которым продукты делятся на определенные классы и категории в зависимости от их рабочих характеристик и индекса вязкости.

SAE

Система классификации SAE делит трансмиссионные масла на 7 классов: три из них включают в себя летние классы (90, 140, 250) и четыре – зимние, с индексом W («winter») - 70W, 75W, 80W, 85W. Масла, предназначенные для всесезонного применения, имеют двойную маркировку SAE 80W-90, SAE 75-90.

API

Классификация API делит масла для трансмиссий на несколько групп, обозначаемых литерами GL или MT и цифрами от 1 до 6 (МТ-1, GL-1, GL-4, GL-5 и т.д.)

Некоторые автопроизводители разработали свои собственные одобрения, которые основываются на общемировые стандарты. При подборе трансмиссионного масла рекомендуем использовать инструкцию по эксплуатации.