Качественное и своевременное обслуживание мотоцикла — гарантия его надежной и долговечной работы. Чтобы узлы и детали двигателя работали исправно, необходимо правильно подобрать моторное масло.
В статье поговорим о выборе масел для мото, их технических характеристиках, видах, общих требованиях и особенностях замены.
К моторным техническим жидкостям предъявляются следующие требования:
- -Надежная защита двигателя от появления нагара и окалины. Если на поверхности ДВС появились твердые отложения, техническая жидкость должна очистить от них зону трения.
- -Термическая устойчивость и отсутствие окисления в течение срока эксплуатации.
- -Совместимость с резиновыми и полимерными уплотнительными элементами. Такая смазка не приводит к разрушению уплотнителей: не разъедает, не способствует деформации, появлению трещин.
- -Стойкость к пенообразованию и испарению.
- -Надежное уплотнение между элементами поршневой группы. В этом случае масло уплотняет, образующиеся температурные зазоры и ограничивает доступ выхлопов в камеру сгорания.
Масло защищает детали и узлы ДВС от образования коррозии, трения, воздействия кислот и эффективно отводит тепло, что препятствует перегреву мотора.Высококачественный продукт должен сохранять оптимальную вязкость как при минусовых, так и при плюсовых температурах.
Можно ли использовать для мотоциклов автомобильное моторное масло?
Для ответа на этот вопрос попробуем разобраться, в чем отличие мотоциклетного масла от автомобильного.
Масло, которое произведено только для мототехники, не содержит антифрикционных присадок. Это делается для того, чтобы не проскальзывало мокрое сцепление.
Если сцепление мотоцикла находится в масляной ванне, при использовании автомобильного масла возникает пробуксовка.
Техническая жидкость для авто обладает более высокими смазочными свойствами и не повлияет на поршневой блок и коробку передач.
Если в мототехнике используется сухое сцепление, то допускается применение автомобильной смазки. В этом случае автомобильное масло используют для мотоциклов с двухтактным ДВС. Но смазка не должна попадать на сцепление.
Если мототехника оснащена четырехтактным ДВС, допускается применение только качественного машинного масла высокой вязкости.
Важно. У мотоциклов интервал замены масла короче, чем у авто. Не стоит пренебрегать рекомендациями производителя и превышать указанный срок.
Существует три классификации масел для мотоциклов:
- API — классификация из США. Каждый класс соответствует бензиновому или дизельному мотору определенного года выпуска. Для большинства моделей мототехники применяется стандарт API SG. Техническая жидкость категории SG надежно защищает мотор от нагара, износа, образования коррозии. В состав смазки входит пакет специальных присадок.
- JASO — классификация, разработанная японскими инженерами. В стандарте JASO упор делается на коэффициент трения. Именно от этого параметра зависит надежность функционирования системы сцепления. Так масла могут относиться к категории с низким, средним и высоким коэффициентом. При этом используется отдельная классификация для 2-тактных и 4-тактных двигателей.
- SAE — американский масляный стандарт, основанный на вязкости и температуре застывания смазки. SAE считается самой популярной системой сертификации, которая используется во всем мире.
В соответствии с SAE масла делятся на три группы: летние, зимние, всесезонные.
Для мотоциклов зимние смазочные материалы не используются, но эта категория технических жидкостей встречается на рынке. Маркируется буквой W (W40, W30). Число после буквенного обозначения указывает на уровень вязкости.
Летние смазочные материалы также не пользуются популярностью, но имеются в продаже. Такие масла имеют числовое обозначение: SAE 20–40 единиц. Если количество единиц выше, такие жидкости предназначены для трансмиссий, а не ДВС.
Всесезонные масла — самая распространенная группа смазочных материалов, которые обеспечивают нормальный запуск и эксплуатацию ДВС при разной температуре окружающей среды. Эта категория обозначается так: SAE 10W40, 10W50, 15W60.
Аббревиатура SAE указывает на всесезонность смазки. Числа 5, 10, 15 и 20 — температура, ниже которой масло начинает застывать. W — смазочный материал может использоваться зимой. Числа после W обозначают степень вязкости продукта. (Первая цифра 10W обозначает температуру, при которой возможно прокачивание масла по масляным каналам и проворачивание двигателя при запуске. Вторая 40 обозначает вязкость масла при нагреве двигателя, соответственно, чем этот показатель выше, тем гуще масло при рабочей температуре.)
Значение вязкости смазочных материалов
Показатель вязкости меняется в зависимости от температуры эксплуатации мотоцикла. Чтобы непрогретый двигатель смог завестись, степень вязкости должна быть достаточно низкой для обеспечения нормального вращения коленвала и легкой подачи масла в узлы ДВС.
Если мотор эксплуатируется в тяжелых условиях, коэффициент вязкости должен быть высоким. Только так смазочный материал сможет создать прочную защитную пленку на соприкасающихся деталях.
Смазочные материалы 5W40, 10W30, 10W40 относятся к группе достаточно текучих масел. Они подойдут для мототехники, которая эксплуатируется не только летом.
Масла 10W60, 15W50 относятся к группе очень вязких жидкостей и подойдут для спортивных мотоциклов и тяжелых чопперов.
Другие характеристики смазочных материалов
Моторные масла для мотоциклов обладают и другими техническими характеристиками:
- Температура вспышки
Параметр указывает, что в масло добавлены компоненты, которые способны легко вскипеть, обгореть и улетучиться.
От температуры вспышки зависит качество и испаряемость смазки, а значит и срок ее использования. Качественная продукция имеет температуру вспышки от 210 до 225 (230) градусов.
Низкокачественные смазочные материалы с низким коэффициентом вязкости будут «выкипать» быстрее. Пользователю придется постоянно доливать масло, которое не справиться с очищением ДВС, защитой от перегрева и трения.
- Температура застывания
Параметр указывает на подвижность (текучесть масла при низкой температуре) масла. При определенных температурных условиях происходит повышение вязкости продукта, из которого выделяется парафин. В результате состав затвердевает и теряет свои рабочие свойства.
- Щелочное число
В процессе работы двигателя образуются кислоты. Задача смазочного масла — нейтрализовать образующиеся побочные компоненты.
У бензиновых моторов значение щелочного числа находится в пределах от 8 до 9 единиц.
Смазочный материал с течением времени теряет свои защитные свойства и уже не может нейтрализовать образующиеся кислоты. В результате узлы двигателя загрязняются и ржавеют. Поэтому важно своевременно менять технические жидкости и учитывать рекомендации производителей.
Различие между 2-тактным и 4-тактным ДВС
Двухтактными двигателями оснащают кроссовые мотоциклы, малокубатурные байки до 125 кубов, скутеры и мототехнику отечественного производителя.
В такие ДВС заливают как дорогую синтетику, так и дешевые составы. Выбор зависит от рекомендаций производителя, условий эксплуатации техники и года выпуска.
Главная особенность двухтактников — это использование бензо-масляной смеси. В этом случае такая смесь сгорает вместе с топливом. Поэтому смазочный материал должен быть устойчивым к образованию твердых отложений и большого количества дыма, который образуется во время сгорания.
Масла для двухтактников делятся на следующие категории:
- TA — мототранспорт с объемом мотора до 50 кубов.
- ТВ — мотоциклы до 300 кубов.
- TC — скутеры, квадроциклы и другой мототранспорт с объемом двигателя до 300 кубов.
- TD — смазочный материал, предназначенный для лодок и катеров. Такое масло не используют для мототехники.
В Японии принята отдельная классификация масел для двухтактных моторов:
- FA — для ДВС с повышенной форсированной мощностью.
- FB — для мотоциклов, которые ежедневно эксплуатируются в условиях города.
- FS — для скутеров, мопедов и другой малокубатурной мототехники.
Важно. Если в двухтактник залить масло для четырехтактника, топливная смесь не прогорит до конца, появится сильный нагар. Ресурса мотора хватит максимум на 100 км пути.
Четырехтактными моторами оснащают современные модели мотоциклов, которые отличаются высокой мощностью. Такая техника прихотлива в эксплуатации и не потерпит применения дешевого смазочного материала.
Главная особенность четырехтактников — наличие системы масляного и воздушного охлаждения. В таких ДВС смазка узлов трансмиссии осуществляется в картере двигателя.
К маслу для 4-тактных моторов предъявляют особые требования:
- -Высокий уровень вязкости. Детали мотора должны находиться в защитной среде, которую обеспечивает прочная эластичная масляная пленка.
- -Обеспечение быстрого запуска непрогретого мотора.
- -Стойкость к изменению температурных режимов эксплуатации.
- -Высокий процент содержания в составе специальных добавок и присадок.
- -Устойчивость к окислению, вспениванию и испарению.
- -Долгий срок службы.